Инициативу Минстроя о реформе саморегулируемых организаций в строительстве (СРО) как сама отрасль, так и общественные объединения бизнесменов встретили в штыки. Напомним, соответствующие поправки в Градостроительный кодекс пока проходят так называемую «процедуру ОРВ». С очередными замечаниями к законопроекту к главам Минэкономразвития и Минстроя обратилась «Опора России». Об этом пишет «Коммерсант». В конце письма «Опора» попросила Улюкаева и Меня не допустить принятия поправок без дальнейшего всестороннего обсуждения.
Критике подвергли практически все ключевые положения предложенной реформы. Представители объединения предпринимателей согласились только с нормой об освобождении от обязанности вступать в СРО и получать допуск для договоров строительного подряда, если размер обязательств не превышает 3 млн руб. и не требуется проведение конкурсов.
Своя доля критики предсказуемо обрушилась на положения о новых компенсационных фондах, которые предполагается создавать в рамках СРО. Речь идет о дополнительных фондах обеспечения договорных обязательств, если члены организации выступят с инициативой участвовать в конкурсах на закупку проектно-изыскательских или строительных работ. По мнению экспертов «Опоры», подобное увеличение финансовой нагрузки на строительный бизнес приведет к уходу с рынка «десятков, а потом и сотен небольших, но добросовестных компаний».
Примечательно, что эту инициативу Минстроя в рамках «процедуры ОРВ» критиковали куда жестче. Так, по мнению одних экспертов, она представляет собой не что иное, как механизм ответственности добросовестных членов СРО за действия недобросовестных. По мнению других, положения законопроекта и вовсе идут в разрез с базовыми нормами Гражданского кодекса. Последние предусматривают, что предпринимательская деятельность осуществляется в России самостоятельно и на свой страх и риск.
Также «Опору» не устроили и предложенные законопроектом требования к численности СРО: не менее 50 юрлиц для проектно-изыскательских, не менее 100 - для строительных. Это может привести к тому, что саморегулируемые организации появятся не во всех регионах, считают эксперты организации. В частности, если исходить из данных РАСК, в нескольких десятках регионов для СРО просто не хватит «изыскателей», в нескольких - проектировщиков и собственно строителей.
Не согласились и с ограничением работы для будущих саморегулируемых организаций только регионом регистрации. Это может привести к самым печальным последствиям утверждают в «Опоре России». В частности речь идет об угрозах монополизации строительного рынка и роста коррупции.
Ранее против законопроекта Минстроя о СРО выступили в Торгово-Промышленной Палате и в Экспертном совете при правительстве. Критика со стороны последнего была особенно жесткой. Как сказано в заключении организации, документ плохо синхронизирован с разрабатываемым законом о госконтроле, а также создает риски создания национальных объединений с огромными полномочиями без возможности контроля над ними. Фактически проект изменений в Градостроительный кодекс позволяет крупным игрокам отрасли через СРО делить рынок, а также ограничивать возможности более мелких компаний и доступ новым участникам, пояснил «Коммерсанту» член совета Илья Ломакин-Румянцев.