Из 36 российских городов с населением более 500 тыс. человек строительство качественных торговых центров не ведется в одиннадцати, подсчитали в Cushman & Wakefield. Из них четыре - это города-миллионники: Волгоград, Нижний Новгород, Омск и Челябинск. «Активность на рынке преимущественно связана с оптимизацией концепций действующих ТЦ, в частности с обновлением дизайна, пересмотром пула арендаторов и увеличением площадей», - пояснила старший директор отдела исследований компании Татьяна Дивина.
Обеспеченность жителей российских регионов качественными торговыми площадями при этом остается крайне неоднородной. Так, например, в Махачкале современных ТЦ нет вообще, а в Пензе на 1 тыс. жителей приходится лишь 53 кв. м торговых площадей. Для сравнения, у лидера регионального рейтинга Краснодара этот показатель составляет 748 кв. м на 1 тыс. жителей.
Из городов, где в данный момент не строятся новые ТЦ, обеспеченность торговыми площадями выше всего в Нижнем Новгороде (500 кв. м на 1 тыс. человек). В десяти других этот показатель колеблется от 0 до 320 кв. м:
• Ульяновск - 320 кв. м / 1000 чел.
• Челябинск - 306 кв. м / 1000 чел.
• Волгоград - 271 кв. м / 1000 чел.
• Иркутск - 225 кв. м / 1000 чел.
• Ярославль - 223 кв. м / 1000 чел.
• Омск - 221 кв. м / 1000 чел.
• Рязань - 103 кв. м / 1000 чел.
• Астрахань - 103 кв. м / 1000 чел.
• Пенза - 53 кв. м / 1000 чел.
• Махачкала - 0 кв. м / 1000 чел.
Между тем, еще год назад аналитики CBRE отмечали большой потенциал городов с населением 300-500 тыс. человек для развития сетевой розницы. По подсчетам экспертов, к 2017 году лишь 30% российских городов с населением свыше 300 тыс. человек будут иметь обеспеченность торговыми площадями, сопоставимую с уровнем европейских городов (свыше 450 кв. м / 1 000 чел.).