Аналитическое агентство Infoline представило новый топ-100 крупнейших торговых сетей России. По результатам 2018 года единственная представленная в топ-10 DIY-сеть — «Леруа Мерлен» — заняла 8-ю строчку. Несмотря на прибавку в чистой выручке (за минусом налогов, включая НДС) в 20,7%, в сравнении с предыдущим рейтингом «Леруа Мерлен» опустилась на одну строчку. И это при том что, как отмечают аналитики Infoline, приобретение 12 гипермаркетов «К-Раута» дало возможность «Леруа-Мерлен» «упрочить свои позиции в рейтинге».
Между тем, тройка лидеров топ-10 осталась неизменной — X5 Retail Group (плюс 18,3% к результатам 2017 года), «Магнит» (плюс 8,2%) и «Лента» (плюс 13,2%). Слияние же в начале 2019 года сетей «Красное&Белое», «Дикси» и «Бристоль» позволит объединенной сети отодвинуть «Ленту» с третьего места. Как в 2018 году слияние «М.Видео» и «Эльдорадо» и поглощение MediaMarkt позволило объединенной компании занять четвертую строчку рейтинга крупнейших торговых сетей России.
Всего по итогам 2018 года в топ-100 вошли сети с чистой выручкой более 14 млрд. руб.. При этом их совокупная выручка составила около 8,9 трлн руб. Доля топ-100 сетей выросла до 39%, то есть на 9 п.п. по сравнению с 2015 годом.
«Несмотря на стагнацию потребительского спроса, крупнейшие сети динамично наращивали операционные и финансовые показатели и по итогам 2018 года увеличили выручку на 12,6%, что в два раза выше, чем динамика розничного рынка в денежном выражении», — отмечается в исследовании Infoline.
Эксперты прогнозируют, что консолидация рынка продолжится. Но если раньше она происходила за счет финансового и операционного превосходства, в будущем основным драйвером станет технологическое лидерство и эффективность IT, управление данными.
«Компании, которые уже активно инвестируют и эффективно развивают Big Data и омниканальную модель взаимодействия с покупателем, усиливают контроль над цепочками поставок, в том числе развивая прямой импорт, СТМ и собственное производство, продолжат улучшать позиции в рейтинге», — считают аналитики.