Только 10% представителей цементной отрасли в России оценивают последствия от санкций как незначительные, говорится в подготовленном Ernst & Young «Обзоре цементной отрасли стран Евразийского экономического союза».
Подавляющее большинство респондентов - 90% - столкнулось с теми или иными проблемами, вызванными санкциями: так, 70% участников рынка ощутили на себе падение спроса из-за девальвации рубля, еще 20% испытывают трудности с вводом новых мощностей и модернизацией производства из-за удорожания импортного оборудования. При этом более половины участников опроса полагают, что негативное влияние санкций на отрасль сохранится в течение двух лет.
Прогноз большинства игроков на ближайшие три года - это увеличение цен на продукцию (так полагают 26% респондентов) и усиление конкуренции (24%). На этом фоне основной задачей 25% производителей назвали сокращение затрат, 17% - модернизацию мощностей, 11% - сохранение доли рынка. Ключевой тенденций на рынке цемента в краткосрочной перспективе его участники назвали консолидацию. Так, 48% компаний отметили, что в течение следующих пяти лет рынок будет стимулировать производителей к закрытию неэффективных производственных мощностей, еще 36% считает, что местные производители получат стимул к приобретению других игроков и консолидации отрасли.
Другой заметной тенденцией цементного рынка аналитики называют сокращение доли импортной продукции. Если в 2012 году, по данным СМПРО, доля импортного цемента в потреблении составляла 7,8%, то в 2014 году - уже 6,7%. В 2015-2016 годах опрошенные участники рынка ожидают дальнейшего спада: 42% респондентов называет цифру 4-6%, четверть респондентов - 2-4%, а 8% опрошенных ожидают, что доля импорта опустится ниже 2%.
По данным обзора Ernst & Young, последние два года на российском рынке цемента наблюдается спад как производства, как и потребления. В 2014 году эти показатели просто замедлили рост по сравнению с 2013 годом, составив 3% и 2,7% соответственно, а за семь месяцев 2015 года и вовсе упали 9,3% и 11,6%. При этом опрошенные цементные компании надеются, что в 2016 году отрасль прекратит спад и даже покажет рост. Так, половина респондентов надеются на 5%-ный рост, еще 25% ожидают повышения на 3-5%, а оставшиеся четверть производителей прогнозируют, что отрасль сохранит показатели на уровне 2015 года.