Ошибки при возведении мостов
Старший технический консультант отделения Buro Happold Петр Тарчиньский, выступивший в школе МАРШ с лекцией, предупредил слушателей сразу: он не архитектор, он инженер. И разговор будет о технических нюансах.
|
Акустика, освещение и еще более двадцати направлений - архитекторы, без сомнения, нуждаются в поддержке инженеров. Ведь, по сути, архитектор, проектируя сооружения, воздвигает себе рукотворный памятник и хочет, чтобы тот простоял годы.
И для этого учитывать приходится не только свои интересы. В дело вступают законы физики и экономики. И те, и другие, уверен Петр Тарчиньский, основаны на здравом смысле и практичности. Третьей составляющей выступает ответственность профессионала перед обществом. Важную роль здесь играет объяснение технический принципов заказчику.
За 14 лет работы в Buro Happold Тарчиньский убедился: работе над ошибками есть место всегда, даже в очень крупных и затратных проектах. "Думайте над возможными альтернативами, ищите варианты, и только тогда решайте", - советует инженер.
Петр Тарчиньский не советует гнаться за архитектурной модой. Лучше обращать больше внимания на прочность и функциональность объекта, считает он. Только из таких сооружений получаются признанные шедевры. Впоследствии именно они становятся классикой.
В качестве ярких примеров для иллюстрации своего выступления старший технический консультант выбрал пешеходные мосты - как он сам добавил, для того, чтобы посмотреть, куда шагают современные архитекторы, проектировщики и дизайнеры. Тарчиньский оценил сооружения с точки зрения соблюдения инженерных тонкостей и экономической эффективности.
|
Гейтсхед
По оценке Тарчиньского, мост Миллениум в Гейтсхеде (Северная Англия) - один из лучших пешеходных мостов за последние 25 лет. Это уникальная, глубоко продуманная конструкция. Ее основа из двух стальных арок может наклоняться, когда необходимо пропустить высокое судно. Авторы проекта - архитекторы Уилкинсон и Эйр - добились того, что, поворачиваясь вокруг общей оси, обе арки возвышаются над поверхностью воды на 25 метров. Этот первый в мире наклоняемый мост за свою маневренность получил прозвище "Подмигивающий глаз". Итоговые затраты на 20 процентов превысили первоначальный бюджет строительства, однако оказались вполне оправданными.
Венеция
Архитектор Сантьяго Калатрава "наградил" Венецию проектом моста Конституции через Гранд-канал в 1996 году. Через десятилетие строительство все еще не было завершено, несмотря на многочисленные изменения в структуре. Из-за неустойчивости конструкции и ее огромного веса возникла необходимость дополнительно укрепить опоры. В итоге на проекте сменились около десяти консультантов, а бюджет вырос в три раза по сравнению с запланированным.
Венеция-2
Открытие состоялось без торжеств в 2008 году. По мнению жителей Венеции, сооружение в стиле модернизма плохо вписалось в архитектурный ансамбль города. Мост Конституции сразу раскритиковали и за его непрактичный дизайн. Множество ступенек и крутой подъем усложняют движение пожилым. А по причине отсутствия пандусов им не могут пользоваться люди, передвигающиеся в инвалидных креслах.
Кембридж
Деревянный мост (неофициальное название - Математический) в английском городке Кембридже был спроектирован Уильямом Этриджем еще в середине XVIII века. С инженерной точки зрения, сооружение сочетает в себе логику и красоту. Это отличный пример грамотного и эффективного использования материалов. Состоящий из деревянных балок и болтов, этот пешеходный мост соединяет старую и новую части Куинс колледжа в Кембридже.
Париж
Мост искусств в Париже, построенный между 1801 и 1804 годами, обладает отличными техническими и эстетическими характеристиками. Кроме того, он мультифункционален: эта легкая конструкция соединяет Институт Франции и двор Луврского дворца, имеет декоративную функцию благодаря семи арочным пролетам, а также является одним из символов французской столицы.
Краков
|
Воплощение законов физики - вот каким, по заявлению архитектурного бюро Studio Bednarski, задумывался этот мост в Кракове. Проект Ludwinow bridge обернулся для студии, по мнению Петра Тарчиньского, полной катастрофой. К расчетам едва ли привлекали инженеров; большинство идей не выполнимы на практике и к тому же попросту опасны. Вместо реализованного проекта город получил скандал и критику от инженеров.
Сандерленд
В случае с мостом River Wear архитекторам, участвовавшим в конкурсе проектов, заказали "иконическое" сооружение, мост-символ. В 2005 году конкурс выиграл Stephen Spence. Власти города Сандерленд на Севере Англии дали разрешение на строительство. Завершить его обещают к 2014 году. Потраченные на реализацию средства уже превысили запланированные в три раза и составили 133 миллиона фунтов.
Витая конструкция состоит из двух ассиметричных 180-метровых башен-"рогов" и изгибающейся "основы". В итоге город получит даже больше того, что хотел: скорее скульптуру, чем пешеходный мост. Этот пример иллюстрирует степень экстрима, до которой можно дойти, не имея четкого представления о желаемом результате.
Португалия-1
Форма 220-метрового сооружения скрашивает путь пешеходам. Кроме ландшафта прогуливающиеся по мосту видят и изгибы самого моста. Его пропорции определяются инженером Тарчиньским как "превосходные". Высокие парапеты создают ощущение безопасности. Все это сочетание формы, практичности и технического совершенства имеет довольно простое воплощение.
Португалия-2
Урбанистический дизайн моста в португальском городе Ribeira da Carpinteira продиктован ландшафтом. Ему подчиняется не только это сооружение, но и весь город. Местность на трех холмах разделена двумя глубокими долинами. Это определяет весь образ жизни людей, а заодно и архитектуру моста.
Иллан Канаева | radidomapro.ru |