В начало
Инженерные системы
Жидкое топливо
твердое топливо — уголь, дрова, торф, сланец;
газообразное топливо — природный газ, генераторный газ.
К жидкому топливу относятся
-
нефтепродукты, производящиеся путем перегонки сырой нефти;
- креозот,
являющийся продуктом низкотемпературного коксования и возгонки угля;
-
синтетические масла, образующиеся в результате сжижения угля;
- прочие виды
жидкого топлива, например, производящиеся из растений (картофель, рапс и т.д.)
Нефть образовалось миллионы лет
назад в осадочных породах из останков животных и растений в результате
воздействия высоких температур и частично бактерий. Сырая нефть обычно
добывается путем бурения. С точки зрения
химического состава природная нефть представляет собой смесь различных
углеводородов (парафин, олефин, ароматический углеводород и т.д.). Она
обрабатывается посредством фракционной перегонки (с выделением отходов
перегонки) до получения легкой, средней и тяжелой фракций нефти или подвергается процессу крекинга, при
котором более крупные молекулы углеводорода разделяются на более мелкие части
при нагревании под давлением.
Легкая фракция нефти, в
особенности бензин, с температурой кипения от 50 до 200 ºС, состоит преимущественно из парафина и
ограниченного количества углеводородов.
Средняя фракция нефти,
подразделяется на бензин (температура кипения от 200 до 250 ºС)
и газойль (температура кипения от 200 до 350 ºС).
Газойль в прошлом использовался в качестве сырья для производства
нефтепродуктов, а сегодня применяется в основном как дизельное топливо. К
данной фракции также принадлежит сверхлегкие нефтепродукты, используемые для отопления.
Тяжелая фракция нефти
(температура кипения свыше 350 oС) используется
в основном как смазочный материал, а также в качестве топлива на тепловых
электростанциях и горючего для машин, работающих на тяжелом топливе.
Креозоты, продукты перегонки
мазута не применяются в первичных источниках тепловой энергии. Мазут образуется при перегонке, коксовании
и низкотемпературном коксовании нефти.
Использование технологий перегонки, крекинга и гидрирования позволяет выделить
из него легкие, средние и тяжелые
фракции (бензин, дизельное топливо, топливо для котельных)
Синтетические масла, полученные
из битумов и бурого угля, а также из отходов переработки сырой нефти пока не
используются как жидкое котельное топливо, однако в будущем они могут получить
более широкое применение. Синтетические масла производятся, к примеру, при
ожижении угля в высокотемпературных реакторах.
Мазут (жидкое котельное топливо),
как правило, является продуктом перегонки сырой нефти. Важно понимать различие
между сланцевым топливом, минеральным топливом и жидким топливом из бурого угля при их
применении для различных видов отопительных котлов. Сверхлегкий топливный мазут
наиболее важен как первичный источник
энергии, то же самое относится к тяжелому топливному мазуту, использующимся в промышленности. Легкие и средние мазуты практически уже не применяются.
Отработанные газы, образующиеся
при сжигании топливного мазута, содержат большое количество углекислого газа и
воды. В таблице 4.4 приведены минимальные требования к топливному мазуту, с
указанием содержания серы, воды, удельной теплотворной способности и количества
производимого шлака.
Минимальные требования к топливному мазуту в соответствии с DIN 51603 часть 1 (12.81) и
часть 2 (10.76)
{1
кВт-ч = 3600 кДж}
|
|
Сверхлегкий топливный
мазут |
Легкий
топливный мазут *) |
Средний
топливный мазут *) |
Тяжелый топливный
мазут |
Тестирование в
соответствии со стандартом |
Плотность для 15 ºС (максимальная) |
Макс. г/мл |
0.860 |
1.10 |
1.20 |
указывается |
DIN 51757 |
Точка возгорания в
закрытом контейнере |
Свыше oС |
55 |
55 |
65 |
80 |
DIN 51755 DIN 51758 DIN EN 57 |
Кинематическая
вязкость (максимальная) |
мм2/c (cСт) |
Для 20 oС 6 (≈1.5Е) |
Для 20 oС 17 (≈2.5Е) |
Для 50 oС 75 (≈10Е) |
Для 100 oС 50 (≈7Е) Для 130 oС 20 (≈3Е) |
DIN 51366 DIN 51550 DIN 51562 |
Температура застывания |
Макс.oС |
- 6 |
- |
(≈45) |
40**) |
ISO 3016 |
Закоксованный остаток после |
Вес % |
Макс. 0.1 |
2 |
12 |
15 |
DIN 51551 |
Содержание воды (не
удаляющейся) |
Макс. вес /% |
0.05 |
0.3 |
0.5 |
0.5 |
ISO 3733 |
Содержание осадков |
Макс. вес /% |
0.05 |
0.1 |
0.25 |
0.5 |
ISO 3735 |
Отсутствие соли в
топливе из угля |
oС |
- |
указывается |
указывается |
- |
DIN 51603 |
Удельная теплотворная
способность (n.c.v.) |
кДж/кг |
42,000 |
37,000 |
37,700 |
39,500 |
DIN 51900 |
Шлам (оксидный шлам) |
Вес % |
0.01 |
0.04 |
0.15 |
0.15 |
DIN EN 7 |
Содержание серы (макс. вес в %) |
Минеральное топливо |
|
0.2 |
- |
1 |
2.8 |
DIN 51400 |
Топливо из бурого угля |
Макс. % |
- |
2.0 |
2.0 |
- |
T. 1, 2, 3, 6 |
Топливо из каменного
угля |
Макс. % |
- |
0.8 |
0.9 |
- |
DIN EN 41 |
*) Изготовлено из бурого и каменного угля,
а также из минерального топлива.
**) Если температура > 40 oС, указывается производителем
|